Через 16 стран Европы на Daewoo Nexia.

Время поездки: 14 августа — 12 сентября 2011 года.

Маршрут: Санкт-Петербург—Финляндия—Швеция—Дания—Германия—Голландия—Бельгия—Франция (Альпы и Лазурный берег)—Монако—Швейцария—Австрия—Германия—Чехия—Польша—Литва—Латвия—Санкт-Петербург.

Пробег за поездку: 8 918 км.

Автомобиль: Daewoo Nexia 2009 г. в., 109 л.с.

Экипаж: 2 чел. (я и жена).

Бюджет поездки: 2 445 евро.

Концепция путешествия и подготовка к нему.

Посетить Лазурный берег и Альпы всегда было моей мечтой. Поэтому наша поездка в общих чертах была запланирована ещё год назад после того, как мы удачно на новой «Дэу Нексия» покатались по нашему и почти нашему югу в Молдавии, Украине и Краснодарскому краю с Адыгеей. За пять недель отпуска мы набрали массу впечатлений, проехав на машине около 7 500 км. И по окончанию решили: «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, Шекспира»? Сказано — сделано! Замахнулись. Осталось подготовиться в деталях и воплотить мечту в жизнь.

Многие друзья-знакомые удивлялись, как мы решились на «Нексии» поехать так далеко. Мы сами порой удивлялись нашей безбашенности и в процессе подготовки и в ходе самого путешествия. Но за время прошлогоднего путешествия наша «Нексия» показала себя только с лучшей стороны, без единой поломки преодолев весь маршрут. Вот мы и решили, что Европа нам тоже по плечу.

Главных целей путешествия было две: Альпы и Лазурный берег. Ну и, конечно, по дороге туда и обратно осмотр интересных достопримечательностей. Причём интересно посмотреть было как рукотворные памятники, так и природные красоты. Бюджет поездки был запланирован с запасом — 3000 евро. Но собирались тратить не всё. По возможности хотели экономить на жилье, ночуя в кемпингах с палаткой или просто в машине, благо подобный опыт у нас уже был.

Соответственно, взяли с собой палатку, полиуретановые коврики, спальники, складной столик со стульями, пару кастрюль, складной мангал с шампурами, портативную туристическую газовую горелку с баллонами, тазик для стирки белья, десятилитровую канистру для воды и подобные вещи, необходимые в поездке. Кроме того, взяли с собой запас непортящихся продуктов для приготовления пищи — консервы, крупы, шоколад и прочее, а также был подготовлен комплект инструментов для полевого ремонта машины в случае необходимости.

Визы и страховки получили заранее, билеты на паром из Турку в Стокгольм тоже купили больше, чем за месяц. В навигатор закачали карты Европы и почитали в Интернете про интересные места, которые должны нам встретиться по дороге. В итоге запланированный маршрут почти не отличался от маршрута фактического. Думали посетить 18 стран Европы. Для интереса даже заготовили наклейки в виде государственных флагов стран, в которых собирались побывать, чтобы при пересечении границы наклеивать соответствующий флажок, таким образом отмечая маршрут.

Машине было проведено очередное ТО, маршрут составлен, вещи собраны.

И вот, дождавшись моего отпуска, отдав на месяц ребёнка бабушке с дедушкой, мы тронулись в путь.

1 этап. День 1—4. Начало (дорога из Петербурга до Германии)

Выехали из Петербурга 14.08 в начале второго часа дня. Без проблем доехали до границы и прошли её за 2,5 часа, т.к. попали на пересменок наших пограничников. После границы поехали на Хельсинки и далее по окружной вокруг Хельсинки по автобану в Турку. Вдоль трассы достаточно остановок, некоторые со столиком и скамейками, некоторые с туалетами. Долетели до Турку быстро. Поздно вечером были уже у терминала порта. В Турку прямо в центре города рядом с портом посреди улицы сидела зайчиха и кормила маленького зайчонка.

Видимо, у них такая экология, что в городе живут зайцы!

Заночевали в машине около терминала. С утра погрузились на паром Турку—Стокгольм.

Каюта на двух человек + машина стоит 35 евро. Причём каюта реально на четыре места как купе в поезде, есть туалет и душ, небольшая прихожая. Предполагаю, что на четырех человек стоимость была бы той же.

На пароме бары, рестораны, сауна, смотровая площадка, детские комнаты. Завтраки, обеды и ужины — шведский стол за дополнительную плату. Обед 30 евро. Очень вкусно и разнообразно.

Выход из Турку через длинный и узкий залив и архипелаг. На полпути остановка в Мариенхамне (Аландские о-ва) и прибытие в Стокгольм в 19:00 по шведскому времени.

Разница между шведским временем и финским — 1 час. Бензином в Финляндии не заправлялись специально. В Швеции он вроде как чуток дороже, но там есть нормальный Е-95, а вся Финляндия перешла на Е-10, т.е. смесь 90% Е-95 и 10% этанола. У «Нексии» лачеттевский движок F16D3 вроде как переваривает Е-10, тем более, что я раньше в Финляндии его уже заправлял, но решили не лить его, тем более, что дальше пойдёт нормальный 95. Зачем заставлять ЭБУ лишний раз думать, чем его кормят?

С парома съехали около 19:00 по шведскому времени. Предварительно немного поплутав, поехали по магистрали Е-7 в сторону Гельсингборга и Мальме. Магистраль бесплатная и замечательная. Ограничение скорости 110-120 км/ч. Решили ехать максимально долго, чтоб проехать как можно дальше на юг. В итоге к 22:30 доехали до озера Веттерн, там заправились и встали на симпатичную стоянку со столиками, детской площадкой и модным чистым туалетом с тёплой водой и жидким мылом, и легли спать в машине.

Посчитал расход на машине. Порадовал. По Финляндии и Швеции в режиме магистралей 6,7 л/100 км 92 бензина. В Швеции и дальше буду заправляться 95, т.к. 92 бензина в Европе нет. Поэтому и после заправки поставил фишку на 95 бензин.

С утра в планах было максимально быстро добраться из Швеции в Данию через Эресуннский мост. Автобан Е-4 до самого Эресунна был замечательный, в основном ограничение по скорости 120 км/ч, две полосы в каждом направлении, качество асфальта почти отличное. По дороге много мест для отдыха с беседками, туалетами и информационными стендами. А сами пейзажи за исключением окрестностей оз. Веттерн ничего особенного из себя не представляют.

Перед мостом заправились под завязку шведским бензином, т.к. в Дании он гораздо дороже, а мы хотели проехать Данию на одном баке.

Сам мост через пр. Эресунн является самым длинным мостом в Европе, более 30 км в длину. На его строительство правительства обеих стран вбухали несколько миллиардов евро. Теперь отбивают его стоимость. По плану отбить должны к 2030 году. А пока проезд легкового автомобиля стоит 40 евро. Как альтернатива есть паром между Хельсинборгом и Хельсингором. Но его стоимость соизмерима со стоимостью проезда по мосту.

Копенгаген начинается сразу за мостом. По навигатору нашли кемпинг в юго-западном пригороде Копенгагена. Но его стоимость не обрадовала. 29 евро за двоих, с машиной и палаткой. Плюс 3 евро за оформление Camping card Scandinavia, без которой нас вроде как нельзя было оформить, и которая вроде как даёт скидки на кемпинги по всей Скандинавии.

Рядом были и другие кемпинги, но т.к. вечер стремительно приближался, мы решили не терять время и остановиться за итоговые 32 евро. Ведь впереди нас ждал город Русалочки и велосипедов!

В Копенгагене есть такая вещь, как ситибайк. В оригинале задумка интересная и полезная. Каждый человек на специализированных стоянках может найти прогулочный велосипед. Чтобы его взять, надо в специальный монетоприёмник на велосипеде вставить монетку в 20 крон. И катайся хоть весь день бесплатно. Ездить можно только по центру в означенной зоне. Как покатался, возвращаешь велосипед на велопарковку и забираешь свою монетку. Как говорит интернет, в Копенгагене около 2 000 таких туристических велосипедов. Это всё в теории. В жизни всё по-другому. Великов нет. Или почти нет. Ни на парковках, ни под туристами. Каким-то чудом мы нашли один с поломанным монетоприёмником, не пристёгнутый. И около часа вдвоём ходили и искали второй. Наконец, нашли. Велосипеды тяжёлые, жёсткие и давно никем не смазанные. Зато бесплатные. И на них реально можно объехать весь центр, что мы и сделали.

На следующий день с утра после пользования благами кемпинга в виде плиты, душа и Wi-fi поехали в сторону Германии.

Датский автобан по качеству аналогичен шведскому, с той лишь разницей, что ограничение скорости в большинстве случаев 110 км/ч. Как и везде средняя скорость потока 115-120 км/ч по навигатору. Ехал и ждал знаменитые немецкие автобаны. На мой взгляд, их слава сильно преувеличена. Качество покрытия ничем не лучше Скандинавии, никаких полос разгона и торможения по километру каждой нет. Много ремонтов дорог таких, что половину полосы ремонтируют, а половина делится на две так, что по трем полосам идут машины по 2 ряда в каждом направлении. Машин много. И всё же мне удалось разогнаться до 189 км/ч. Больше не получилось из-за дорожной ситуации, но запас газа был!

Бензин в Германии около 1,5 евро за литр. На трассе дороже, в городах дешевле. Подсчитал расход бензина по заправкам. Получилось, что при режиме «трасса» и средней скорости 110-120 км/ч выходит меньше 7 л/100 км. По мне так неплохо.

Германские остановки и заправки — отдельная тема. Катаясь по Германии, при наличие желания сэкономить можно не тратиться даже на кемпинги. На трассах очень много мест для остановок с бесплатными туалетами и водой. На многих из них есть возможность поставить палатку на ночь прямо на лужайке. А на заправках есть души. К примеру, на «Шелле» принять душ стоит 2 евро. Много людей ночует в машинах. А мы поставили палатку!

За весь отрезок пути из Петербурга в Германию проехали 2 029 км. Это много для четырех дней. Но наша главная цель была впереди, а самая интересная часть путешествия только начиналась.

2 этап. День 5-10 (из Амстердама в Альпы)

На следующий день с утра быстро поехали в сторону Амстердама.

То, что мы — в Голландии, почувствовали ещё на границе. В туалете стоят автоматы по продаже презервативов всевозможных расцветок и фасонов.

Качество голландских дорог приближено к идеальному. Приехав в Амстердам, поселились в его южном пригороде в кемпинге за 17,50 евро. Кемпинг большой, и в нём очень много молодёжи.

Решили поехать в центр города на машине. Как мы пожалели об этом! Где-то читал, что самым недружественным городом к автомобилистам является Копенгаген. Неправда. Самый недружественный — Амстердам. Парковки только платные. Далеко от центра за три евро в час, в центре за четыре евро, в самом-самом центре — по пять евро. Мы, скрепя сердце, поставили за четыре евро за час и пошли гулять. Город очень красивый, много каналов и старинных домов, сохранившихся с 17 века. По каналам ездит много туристических корабликов, на одном из которых мы и прокатились. А потом просто гуляли по центру. На каждом углу знаменитые кофешопы, где травку продают на развес и поштучно (вернее, покосячно). Много гей-баров и магазинов, обозначенных соответствующими радужными флагами. Ближе к вечеру зашли в район красных фонарей, где что ни магазин, то секс-шоп, а в витринах как манекены стоят проститутки всех возрастов и рас.

А вообще, Амстердам очень своеобразный город. Сочетает в себе несочетаемое в виде классической старинной архитектуры и духа древнего города с атмосферой разнузданного веселья и разврата. С детьми туда лучше не ехать. Оптимальный вариант — весёлой мужской компанией.

Вечером в кемпинге из каждой соседней палатки до поздней ночи доносился смех, кашель и специфический запах. Амстердам…

Далее в планах было поехать в бельгийский Брюгге. Но при этом хотелось бы по дороге осмотреть типичную Голландию с ветряными мельницами. На рецепции кемпинга нам пояснили, куда ехать, и мы отправились в местечко Киндердийк. При этом мы выбрали маршрут не по автобанам, а через дороги местного значения разного уровня, чтоб попытаться увидеть страну из окон машины, насколько это возможно. Там было около 20 ветряных мельниц, изначально построенных для перекачки воды с затопляемых мест (говорят, что около 40% территории Нидерландов находится ниже уровня моря).

А затем мы приехали на берег Северного моря и первый раз искупались за поездку! Вода была на удивление тёплая. Чудесный песчаный пляж с широченной приливной полосой. Только сильный, хотя и нехолодный ветер портил всю картину.

Голландия удивила качеством дорог и ценой на бензин. Дороги чудесные, даже местного значения, где две машины с трудом смогут разъехаться. А бензин около 1,7 евро/литр. Хорошо, что мы, зная об этом, заправились в Германии.

Через голландские острова перекинуты мосты, построена система шлюзов для сдерживания воды. Многие мосты разводятся среди бела дня на 10-20 минут для пропуска судов.

А между одним из островов и материком даже имеется платный туннель стоимостью в районе трех евро. Остановились на ночь в кемпинге уже в Бельгии на берегу моря за 17 евро.

По поводу разницы в нашем и европейском бензине. Не почувствовал я никакой разницы, кроме цены. Более того, по России я езжу на 92-м, а в Европе 92-го нет, заправляю 95. Ещё в Швеции перед первой европейской заправкой поставил фишку на 95-й бензин. Расход по трассе весьма радует. Около 7 л/100 км, но я это связываю не с бензином, а с режимом — постоянная скорость практически без остановок.

На следующий день с утра, выехав с кемпинга, взяли курс на Брюгге. Перед этим сфоткались на берегу моря на самой западной точке нашего путешествия. Далее будем ехать на юго-восток.

Брюгге — очень интересный город. Напоминает Венецию, только каналов гораздо меньше. Красивая архитектура и своеобразие водного ландшафта придаёт городу некий шарм. Осматривать его лучше с воды, что мы и сделали. По каналам бегает много туристических лодок по 7 евро, туристы катаются толпами.

Зашли в кафешку, заказали горячий шоколад. Думали попить настоящего бельгийского шоколада, а нам принесли по здоровенной кружке горячего молока и по маленькой мисочке шоколада. Типа, сам кидаешь шоколад в молоко, мешаешь венчиком и это есть hot chocolate.

По окончании осмотра Брюгге поехали по автобану в сторону Люксембурга. В Брюссель заехали только в супермаркет за провизией и заправиться. Заправки в Бельгии около 1,5 евро/литр. Залили немного, чтобы хватило до Люксембурга, т.к. там бензин дешевле.

Бельгийские дороги хуже голландских. Больше неровностей и мелких выбоин. Но в целом дороги хороши. Грех жаловаться. Погода значительно стала теплее по сравнению с Голландией, и тем более со Скандинавией. Вроде как мы наконец поймали уходящее лето за хвост.

В Люксембург въехали поздно, поэтому не успели заселиться ни в один кемпинг, которые там весьма недорогие, меньше 15 евро. Но мы не особо расстроились и заночевали старым проверенным способом в машине на стоянке у закрытого шлагбаума кемпинга. В палатке спать, конечно, гораздо удобней. Но для молодого и здорового организма вполне можно спать и в «Нексии». Передние сиденья сдвигаются максимально вперёд, спинка откидываются, все подголовники снимаются и ими заполняется пространство между спинкой переднего и сидушкой заднего сидений. Плюс мягкие вещи заполняют оставшиеся пустоты, формируя относительно ровную поверхность. Поверх всего этого стелятся туристические коврики и два спальных места готовы! Желательно ещё в ноги поставить какую-нибудь сумку, чтоб ноги лежали на ней. Не особо удобно, но мы прекрасно высыпались в те ночи, когда ночевали вне кемпингов. Пока искали кемпинг, осмотрели Люксембург-город и окрестности. Дороги, как и в Голландии, максимально приближены к идеальным. Асфальт почти везде ровнёхонький, разметка внятная и яркая. Подсвечиваются даже пешеходные переходы. Вечерний Люксембург произвёл впечатление кукольного городка — такого чистенького и опрятного.

С утра поехали осматривать Люксембург. Самое интересное в нём — виды. Рельеф в виде холмов и скал весьма живописен. В самом же городе из архитектуры, на мой взгляд, заслуживают внимание лишь старинные казематы древней крепости. Ну и, конечно, просто пройтись по городу можно, т.к. он весьма красив.

Удивил тот факт, что единственное место в Люксембурге с разбитым асфальтом мы увидели прямо на въезде в Герцогский дворец! Цена за парковку в Люксембурге гуманная — чуть больше 1 евро/час в будние дни до 18:00. По вечерам и по воскресеньям бесплатно.

Далее наш путь лежал к belle France, основной стране нашего путешествия. В Люксембурге мы заправились по 1,27 евро/литр под самую завязку и уже скоро прибыли в Мец — древнюю столицу Лотарингии.

Осмотрев этот симпатичный городок, расположенный на берегу Мозели, поехали по магистрали на Нанси. Французские магистрали пока что худшие по качеству из всех, что мы видели. Периодически попадаются даже выбоины. По сравнению с нашими дорогами, конечно, ничего особенного, но после дорог северной Европы мы были несколько удивлены. Встречаем много кемперов либо на караванах, либо на обычных легковушках с прицепом-дачей. Я так понимаю, ездить с таким домиком на колёсах весьма комфортно и удобно — мини-кухня, спальня, биотуалет, мини-душ, телевизор, холодильник — всё это имеется внутри.

Приехав в Нанси, поселились в кемпинг за 15 евро, и поехали смотреть город.

Хоть про Нанси и пишут в путеводителях, но такого впечатления, как, к примеру, Амстердам или Брюгге, он не произвёл. Но тем не менее, коль мы уж туда заехали, мы честно осмотрели всё, что можно осмотреть и вернулись в кемпинг.

Уже становится гораздо жарче. Иногда включаем кондиционер. Поскольку я до поездки сделал частичную тепло-звукоизоляцию, в т.ч. и крыши, то хватает кондиционера на 1-й скорости. Раньше эффект от него был меньше. По скоростным дорогам до 130 км/ч «Нексия» едет неплохо. Но т. к. у меня штатная мягкая подвеска, не способствующая скоростному вождению, в повороты на ней следует заходить аккуратней.

В наших планах было проехаться по небольшим дорогам Франции, чтоб посмотреть её типичные виды с виноградниками, холмами и сельскими пейзажами. Поэтому мы взяли курс на т. н. Эльзасскую дорогу вин.

Перед тем как попасть на неё, мы пересекли Вогезы. Сама Эльзасская дорога вин тянется от Страсбурга до маленького городка Тан, петляя по виноградникам, проезжая через мелкие городишки, в каждом из которых производят по нескольку сортов вина.

Проехали мы лишь небольшую её часть, посетив пару городков — Рибовиль и Риквир. А затем свернули на запад, чтоб проехать по Дороге хребтов.

Дорога хребтов — это дорога, проложенная вдоль горной гряды Вогезов.

Это было первое испытание горной дорогой для нашей машины. Надо сказать, что она её выдержала. Однако по сравнению со многими проезжающими мимо машинами, имеющейся мощности в 109 л.с. было слегка маловато. На затяжных подъёмах нас легко обгоняли многие автомобили, в то время как нам порой не хватало мощности для быстрого разгона. Однако двигатель работал ровно, несмотря на часто включенный кондиционер. А его включали часто. Перепады высот были с 300 до 1 300 метров с разницей температуры от 26 до 32 градусов. По дороге искупавшись в вулканическом Белом озере, проехали дорогу хребтов и по магистрали взяли курс на Бургундию.

При этом впервые въехали на платную магистраль, где заплатили около 16 евро за примерно 70 км пути, и к вечеру прибыли в кемпинг под городком Бон — столицы бургундских вин. Хозяин кемпинга с лицом хронического ценителя бургундского поселил нас за 14 евро, и к вечеру у нас было время попробовать бургундскую кухню. Сытный ужин с улитками и бургундским вином обошёлся в 55 евро.

На следующий день осмотрели Бон…

…и поехали по Бургундии на юг. Дорога, как и в Эльзасе, пролегает через многочисленные виноградники.

Много старинных симпатичных городков. Люди обращают внимание на нас и на нашу машину. Видят наклейки стран, где мы были, и улыбаются. Как-то парковался в одном городишке, прохожий сказал «давай-давай». Видимо, хотел нас поразить своими знаниями русского. По Бургундии ехали уже по дороге бургундских вин. А затем свернули на восток в сторону Альп. Начались горные пейзажи с живописными видами и периодически попадающимися озёрами, пригодными для купания.

К вечеру приехали в регион Рона-Альпы в кемпинг на берегу горной реки. Это был самый дешёвый кемпинг из всех, встретившихся в нашем путешествии (10,30 евро). В нём даже был бассейн с вышкой для прыжков в воду, включенный в общую стоимость.

Вот мы и добрались до Альп!

Второй этап путешествия занял у нас шесть дней и 1 786 км, а с начала путешествия прошло уже десять дней и пройдено 3 815 км. Машина за этот период никаких неприятностей не доставила. Легко рулилась и бодро бежала на вкусном европейском 95 бензине.

Этап 3. День 11—14. Французские Альпы

Наконец, мы вплотную приблизились к одной из основных целей нашего путешествия — Французским Альпам. Миновав регион Рона-Альпы, мы въехали в верхнюю Савойю, город Анси, стоящий на берегу одноимённого живописного озера. Искупавшись в озере, мы взяли курс на Монблан. По дороге заехали в Ля Клюза и Межёв — горнолыжные курорты в красивом обрамлении гор.

На всех них есть горнолыжные подъемники, которые функционируют и летом, поднимая туристов на окрестные горы, чем мы с удовольствием и воспользовались. Но задерживаться в этих местах мы не стали. Мы поехали к Шамони-де-Монблан — посёлку у подножия Монблана и остановились в кемпинге с чудеснейшим видом на сползающие ледники.

Наша машина впервые подверглась испытанию истинно горных дорог. Асфальт значительно испортился. И на горных участках стал приближен к российскому со всеми полагающимися выбоинами и трещинами, но, конечно, не в таких масштабах, что у нас. На таком асфальте мы где-то потеряли пластиковую накладку на ступицу кованого диска. Помимо этого, паркуясь в Ля Клюза, чиркнули о бордюр колесом, вырвав кусок резины из покрышки. Корд не повреждён, ехать можно, но покрышку при случае надо ремонтировать. Вечером, проверяя машину, обнаружил незначительное уменьшение уровня антифриза. Но т. к. оно было небольшим, не придал этому значения, списав на особенности горных дорог, и долил из резервной бутылочки. Как показали будущие события, я ошибался.

На следующий день в планах был осмотр Монблана и прочих удивительно красивых мест. От самого Шамони наверх на разные вершины проложены фуникулёры. Мы решили подняться максимально высоко, поэтому поехали на Aguille du Midi — вершину высотой 3 842 метра, самую высокую для осмотра Монблана.

На эту вершину проложен фуникулёр с промежуточной остановкой на высоте 2 317 м. Общая стоимость поднятия на двоих составила 85 евро! Плюс, ещё 6 евро за лифт на самую высокую из имеющихся точек обзора на данной высоте. Кругом вечные снега и ледники. Много альпинистов, поднимающихся с Шамони и спускающихся на фуникулёре. Виды потрясающие! Начинает ощущаться кислородное голодание — при поднятии на 30 ступенек появляется одышка. Высота-то почти 4 километра!

По спуску с вершины решили ехать на юг в национальный парк Вануаз с осмотром Куршевеля, Мирабеля и прочих курортов. Дорога сложная для машины и интересная для водителя и пассажира одновременно. Много серпантинов и затяжных подъёмов. Красоты неимоверные. Специально для этого в наиболее живописных местах сделаны места для остановки автомобилей, чтобы люди могли выйти и пофотографировать.

Прибыв в Куршевель, были несколько разочарованы. Подъёмники не работали. А сам по себе курорт представляет скорее тусовочное раскрученное место, с множеством магазинов, ресторанов, отелей. Предполагаю, что зимой там полно народа, что явно не способствует отдыху на лоне природы. И кемпингов в округе нет совсем! Наверное, из-за того, что те, кто ездит в Куршевель, в кемпингах обычно не останавливаются.

Поэтому мы решили поехать через Мирабель в сторону Альбервиля искать кемпинг, где и остановились на ночь около Мустье.

Интересная история приключилась с автоматической заправкой. Во Франции наиболее дешёвый бензин на автоматических заправках в маленьких городках. Там заправляют по картам. По нашей «мастер-кард» нас тоже заправили, но списали 120 евро, при том, что залили бензина лишь на 46 евро. Когда начали разбираться, нам пояснили, что по иностранным картам так обычно и происходит. Сумма списывается больше (вроде как залог), а потом неиспользованная сумма возвращается на счёт. Соответственно, нам пришлось надеяться, что так и будет. Но через несколько дней нам действительно все вернули.

Машина по горам вела себя хорошо. Утечка антифриза относительно незначительная, повреждённое колесо без проблем. Порой на длинных и крутых подъёмах не хватает мощности, но управляемость и комфорт неудобств не доставляют. Но при уменьшении атмосферного давления (подъём с равнины до 2 000 и более метров) увеличивается давление бензина в баке. И даже на неполном баке, особенно при наклоне машины вперёд, порой чувствовался запах бензина. Пару раз приходилось останавливаться и стравливать воздух с парами бензина из бака. Впоследствии при съезде на равнину эта проблема исчезла.

На следующий день, выехав с кемпинга, взяли курс на юг через все Французские Альпы. По дороге машина была подвергнута настоящим испытанием горными серпантинами, из которых она вышла с честью. Все предыдущие и последующие дневные перегоны были не сильно продолжительные по длине, т.к. при имеющихся природных красотах и сложностях рельефа просто невозможно ехать быстро. Средняя скорость передвижения на серпантинах 20-30 км/ч с частыми остановками для фотографирования. По сравнению с равнинными районами страны, попадаются много кроссоверов и настоящих внедорожников. Пару раз встречали нашу «Ниву». Очень много велосипедистов и байкеров. Велосипедисты через перевалы едут по маршруту Тур-де-Франс, байкеры просто путешествуют по красивым местам.

Места чудесные. Постепенно передвигаемся на юг через Альпы в сторону Лазурного берега. Впервые остановились в четырехзвездном кемпинге за 19,50 евро за двоих. На эти четыре звёздочки нам предоставили бассейн, зато в туалете не было туалетной бумаги, а в умывальнике не было мыла. Классификация кемпингов по уровню звёздности мне непонятна.

На следующий день в планах было завершить альпийский вояж и попасть на Лазурный берег — основное место назначения нашего путешествия. Выехав с кемпинга, взяли курс на Ниццу, до которой оставалось всего 180 км, и спустя 15 км на первом же перевале я почувствовал запах антифриза. Остановившись, увидел антифриз, капающий с моторного отсека. Оказалось, что антифриз просачивается под давлением через крышку расширительного бачка. Осмотрев крышку, пришёл к выводу, что неисправен клапан крышки. Пришлось разбирать крышку и чинить клапан прямо на обочине серпантина. Пока я чинился, рядом остановился водитель мелкого грузовичка и по-русски предложил помощь. Оказалось, он раньше десять лет жил в Якутске, а теперь живёт в предгорьях Альп в Гапе.

Починив клапан, решили рискнуть и продолжили путь в Ниццу через перевалы, по дороге купив два литра антифриза на всякий случай. Как оказалось, клапан я починил, антифриз из-под крышки не капал, но продолжал активно испаряться. По всей видимости, это было как вследствие режима движения — малые скорости при постоянной нагрузке двигателя, так и вследствие подъёмов на достаточно большие высоты. Так что в перспективе надо купить новую крышку расширительного бачка, чтобы не получить сюрприз где-нибудь на безлюдном горном серпантине. Но как только мы спустились на равнину, эта проблема сразу исчезла.

По дороге проехали перевал де ля Боннетт (2 801 метр) — самую высокую точку самой высокой автодороги в Европе.

Также является одной из точек паломничества местных и пришлых байкеров и велосипедистов. Температура за бортом +5 градусов, ветер сбивает с ног и вокруг голые скалы. Зато потом чудесные пейзажи вдоль дороги, спускающейся к морю.

За те два часа, что мы спускались в долину, мы из +5 градусов въехали в +32. 27 градусов разница! По дороге стали встречаться дорогие двухместные спорткары, кабриолеты — чувствуется приближение Лазурного берега. И, наконец, мы въехали в Ниццу, где, искупавшись на Английской набережной, приехали в гости на виллу к нашему знакомому, который обещал приют на пару дней. Впереди неделя морского отдыха!

С начала путешествия прошло уже две недели и пройдено 4 580 км. А за третий этап по Французским Альпам проехали 765 км за четыре дня. Это были чудесные четыре дня с великолепными пейзажами и интереснейшими дорогами. За исключением особенности работы системы охлаждения и колебания удельного давления бензина в баке в горных условиях, других проблем наша «Нексия» не доставила, чем весьма порадовала, при том, что четыре дня альпийских серпантинов были самыми тяжелыми для машины за всю поездку.

Этап 4. Средиземное море. День 15—22

С утра оставили нашу машинку отдыхать после усиленной работы в горах и отправились на обзорную экскурсию по Ницце и окрестностям на купе-кабриолете со складной крышей нашего французского знакомого.

Проехались по городу и прошлись по узким улочкам и рынку старого города.

Ницца — очень большой и шумный город. По мне так в неё интересно съездить на экскурсию или жить там, но никак не отдыхать. Много машин, и очень трудно запарковаться (как и везде на Лазурном берегу). Зато очень понравились окрестности Ниццы — мыс Кап Ферра, одно из самых дорогих мест на Лазурном берегу, где стоят виллы миллионеров. При этом вокруг мыса проложена пешеходная дорожка, открытая для всех. Много скалистых бухточек, пригодных для купания. А после обеда поехали на кабриолете по горным дорогам приморских Альп осматривать живописные жилые деревни, ведущую свою историю ещё со Средневековья.

С утра, распрощавшись с нашим гостеприимным хозяином, мы, ещё раз прокатившись по Ницце, взяли курс по приморской дороге на юго-запад Лазурного берега, в сторону Сен-Тропе. Трафик ужасный, узкая дорога, машины тащатся под 30-40 км/ч. Следил за уровнем антифриза — по равнинной дороге пока без проблем.

Осмотрели Антиб с фортом, Канны со знаменитой набережной Круазетт и ковровой дорожкой ко дворцу фестивалей.

  

Люди обращают внимание на нашу машину, улыбаются. Часто встречаются интересные и дорогие машины, в т.ч. отреставрированные ретро-кабриолеты с кожаным верхом в форме гармошки или джипы первых моделей без крыши и дверей.

К вечеру, проехав Сен-Тропе, столкнулись с неожиданной проблемой — в кемпингах либо нет мест, либо они очень дорогие, по 35-50 евро за ночь за двоих. С трудом нашли кемпинг за 22 евро и решили следующей ночью заночевать в палатке.

С утра, искупавшись на пляже, поехали в Сен-Тропе, город из старого французского фильма про жандармов. Приятный городок, в котором поразила чистота улиц.

Гранитные плиты, отполированные ногами людей, казались вымытыми с мылом. Потом мы увидели, как рано утром по спящим улицам едет поливально-чистящая машина и моет проезжую часть, а рядом с ней идёт человек и водой под давлением омывает тротуар.

Погуляв и покупавшись в Сен-Тропе, поехали обратно в сторону Ниццы и Монако искать ночлег. Рассчитывали пожарить шашлык на пляже и там же заночевать в палатке, что с успехом и осуществили. Пляж был чудесный. Засыпать и просыпаться под шум прибоя и при этом забесплатно. Совсем как в Крыму!

В планах в последний день лета было проехать обратно в сторону Ниццы, по дороге купаясь в бухтах, а потом посмотреть Грасс. Увы, нашим планам не суждено было сбыться. Видимо, более чем за две недели поездки мы потеряли бдительность, и у нас, разбив стекло в машине, украли документы и часть наличных денег и карточку.

Сами виноваты, не надо было, даже выходя из машины на три минуты с целью фотографирования, оставлять там ценные вещи. В итоге у меня не хватило минуты, чтоб задержать злодея. Анализируя потом, думаю, что, конечно, очень плохо, что так вышло, что украли, но хорошо, что я не смог его поймать, а то, скорее всего пришлось бы познакомиться с французской тюрьмой. Облава по горячим следам с привлечением организованной группы туристов успехов не принесла, и нам пришлось дожидаться на месте полицию.

Хвалёная европейская полиция добиралась до места не менее часа. Зато приехало сразу два экипажа — муниципалы и национальная полиция в количестве пяти человек. Взяли объяснения, сделали озабоченные лица и пообещали, что поищут. А нас направили в Сан-Рафаэль в отделение с целью составления протокола для получения документов в консульстве. В полиции девочка-дежурная, одетая по гражданке, дала нам заполнять заявления, а ровно в 12:00 попросила покинуть помещение, т.к. у них до 14:00 по распорядку дня обед. Видимо, сытно отобедав, в третьем часу нас впустили внутрь и велели ждать. Спустя полчаса суровый французский опер, по французской привычке целующийся при встрече с коллегами своего пола в щёчку, пригласил нас в кабинет для дачи показаний. Сложилось впечатление полнейшей несогласованности в работе. Опер ни сном ни духом не знал о происшествии, на которое выезжали патрульные по вызову. И сначала думал, что мы сами по своей инициативе к ним пришли. Оформив все документы, он нам вежливо посочувствовал, а из разговора стало ясно, что, естественно, никто наши документы искать не будет.

Выйдя из полиции, мы решили вернуться на место происшествия и самостоятельно поискать документы, возможно выброшенные вором. В итоге мы обнаружили, что то место было прикормлено ворами. На площадке около 7 мест со следами разбитых стёкол, в окрестных кустах старые пустые сумки, заброшенное лежбище бомжей почти годичной давности и свежая еда и питьё для собаки (???). В общем, при наличие желания французские полицаи вполне могли бы устроить засаду на злодея. Вещей же в итоге мы так и не нашли. Но мы сделали всё, что могли. Отдельно хотелось бы отметить Сбербанк. За то время, пока мы пытались дозвониться к ним на горячую линию и заблокировать карточку, с неё можно было раз 20 успеть снять все деньги. Но мы всё же дозвонились и успешно заблокировали счёт.

Параллельно попытались вставить разбитую форточку. В автостекольном сервисе нам забесплатно поставили форточку из плексиглаза и предложили стекло на заказ за 155 евро. Видимо, для них «Нексия» — очень редкая машина, т.к. мастер по телефону долго объяснял, что конкретно надо.

В расстроенных чувствах заночевали в машине на стоянке около пляжа.

С утра поехали в консульство РФ в Марселе оформлять свидетельство на возвращение в РФ взамен украденных загранпаспортов. В итоге всё же получили все необходимые документы. Подумав, решили, что хоть злодею и удалось конкретно испортить нам отдых, мы всё же продолжим наше путешествие, пусть и с определёнными корректировками. Отдельный разговор про «Вестерн Юнион». У нас оставались деньги, но их было недостаточно для того, чтобы добраться до дома. А в «Вестерн Юнионе» официальная информация на сайте не соответствует действительности. В реальности нам отказали в получении посланной суммы, т. к. без паспортов могут выдать только эквивалент 500 долларов. А если сумма послана больше, то выдать только 500 долларов, а остатки вернуть отправителю или выдать на следующий день не могут. В итоге решили поменять получателя и получить деньги, переотправленные на имя нашего французского знакомого, уже в Ницце.

Прогулялись по Марселю. Чем-то напомнил Одессу, наверное, оттого, что тоже шумный и портовый город. Но Одесса красивей и чище.

Столько мусора, сколько валялось в Марселе, мы не видели нигде за всё время путешествия. Город пыльный, зелени мало. И очень много арабов, негров и прочих «истинных французов». Поэтому решили поесть в ресторанчике и прокатиться на теплоходике на Фриульские острова мимо замка Иф, что успешно и осуществили.

Морская прогулка была чудесна, а Марсель с моря смотрелся лучше, чем изнутри. Картину вечернего Марселя дополнили бомжи, укладывающиеся спать на свои облезлые матрасы прямо в центре города.

Взяли курс на Ниццу и на платной магистрали успешно заночевали на стоянке для отдыха. По дороге в Марсель и обратно удивило почти полное отсутствие иных сельскохозяйственных растений кроме винограда. При том, что прованское вино не столь известно как, к примеру, бургундское.

С утра, прибыв в Ниццу, наконец-таки решили вопрос с переводом. Встретились со старой знакомой жены, покупались на пляже и погуляли по городу.

Посмотрели на довольно известную русскую православную церковь в Ницце. Хотели даже зайти внутрь, но туда вход стоит 3 евро! И висит табличка на русском и французском, что у них типа очень мало денег, поэтому они берут за вход. Но мы всё равно сочли, что негоже в церковь за вход брать деньги, и не пошли. К вечеру отъехали в Монако.

В этот карликовый город-государство можно въехать и не заметить. Оставили машину наверху и пошли гулять. Очень удивило наличие лифтов, по которым люди могут спускаться и подниматься вверх-вниз по городу, т. к. сам город расположен фактически на скале.

Город чистый, но т. к. места мало, очень плотная высотная застройка. Зелени не очень много, но монегаски (жители Монако) пытаются компенсировать её отсутствие путём устройства садов-террас на крышах домов. Очень много дорогих машин, особенно возле казино Монте-Карло.

Пару раз слышали удивлённые возгласы соотечественников, увидевших нашу машину фактически в центре Монако недалеко от казино. Парковки абсолютно все платные и большей частью подземные, т. к. очень большая нехватка земли. Загуляв в Монако, поздно осознали о необходимости подумать о ночлеге. В Монако кемпингов нет, а в окрестностях почти нет. Поэтому пришлось снова заночевать в машине недалеко от закрытого кемпинга в сосновом лесу.

На этот день в планах у нас было покинуть французский Лазурный берег, не ставший для нас сильно гостеприимным. Решено было не торопясь ехать по итальянской ривьере в сторону Генуи, купаясь на многочисленных пляжах, а потом свернуть на север в сторону Швейцарии.

Но по дороге был интересный французский городок Ментон, стоящий на итальянской границе. Город известен своими цитрусовыми, которые растут в его окрестностях в большом количестве. На местном рынке много всякой интересной продукции — натуральные ароматизаторы, мыло, алкогольные напитки из лимонов и прочее.

По переезду на итальянскую сторону сразу ощущается разница между французским и итальянской ривьерами. Если во Франции всё было чистенько и благоустроено, то в Италии создаётся впечатление общей бестолковости — около моря может быть ж/д ветка, промзоны, пляжи более грязные и прочее. В общем, чем-то похоже на наши окрестности Сочи. Но больше всего нас огорчила погода — периодически шёл мелкий дождик, не дававший нам возможности как следует позагорать. Поэтому мы остановились в прибрежном кемпинге и пошли гулять по посёлку.

Ещё в начале поездки где-то в Швеции обратил внимание на лёгкую вибрацию в районе задних колёс. Сейчас во Франции вибрация чуток усилилась, но некритично. Жена даже не замечает. Скорее всего, расбалансировались колёса. Надо будет отбалансировать по приезду в Россию, а пока ничего делать не буду, только следить за динамикой вибрации, чтоб вовремя предпринять меры в случае необходимости.

С утра, искупавшись в бассейне при кемпинге, решили продолжить движение в сторону Генуи, по возможности купаясь на пляжах. Но погода была ничем не лучше вчерашней, потому решили ехать напрямую на Геную.

И тут с нами случился второй не самый приятный инцидент за нашу поездку. Мы попали в небольшое ДТП. Причём это ДТП с нашим участием было первой аварией в Европе, которую мы видели. На очень скользкой дороге мы аккуратно со скорости 40 км/ч затормозили в бампер впереди стоящей машины. Когда вышли из машины, оказалось, что асфальт был настолько скользким, что на нём скользили даже ноги. Как будто его смазывают жиром каким-то. Те, в кого мы врезались, оказались парой итальянских глухонемых. Когда вызвали полицию, они посмеивались над нестандартным случаем — русские без документов столкнулись с глухонемыми. У нас была грин-карта, поэтому мы особо и не волновались. В итоге полиция составила протоколы, взяли с нас штраф 39 евро и пожелали счастливого пути. По итогами ДТП у нас слегка треснул бампер и погнулся номер. Номер я поправил и прикрепил на место, бампер, скорее всего, под замену.

Погода всё не налаживалась, купания не получилось.

По приезде в Геную сходили в морской музей, интересный множеством интерактивных экспонатов, поели в итальянском ресторанчике морской кухни и пошли гулять по городу.

Темные узкие грязные предпортовые улочки производили жутковатое впечатление. Заночевали на заправке на трассе Генуя—Милан, примерно в 125 км от Милана.

Таким образом, подошёл к концу четвертый, морской этап нашего путешествия. За восемь дней проехали 956 км. А за всё путешествие уже позади 22 дня и 5 536 км. При съезде с гор к морю все появившиеся проблемы машины исчезли, т.к. пропали большие нагрузки на двигатель и перепады атмосферного давления. Теперь нам предстоял обратный путь домой без документов и с временным плексиглазовым стеклом через швейцарские Альпы, центральную и восточную Европу.

Этап 5. Дорога домой. День 23—30

С утра посетили знаменитый миланский (который, впрочем, гораздо ближе к Генуе) аутлет Serravalle.

Время не скидочное, но хотелось увидеть своими глазами то, о чем не раз слышали. Насколько мы поняли, в этих аутлетах реально можно купить дорогие вещи со скидкой вплоть до 70%, но у нас не было особого желания тратиться на дизайнерскую одежду. Есть и недорогие вещи, но меньше. Скорее всего, их много в сезон скидок, когда распродаётся прошлогодняя коллекция. Встречали много русских. Обошли все часа за четыре, но почти ничего не купили. Пора было вернуться на автостраду, т. к. к вечеру нас ждали друзья в Цюрихе. Дорога платная, но за скорость передвижения мы готовы были платить. Заправки благоустроенные, есть туалеты, бесплатные души и места для стоянок фур и легковушек, на которых можно ночевать. Очень много машин так и ночуют на заправках, чтобы с утра, воспользовавшись всей инфраструктурой, перекусив пиццей с кофе в кафешке продолжить свой путь.

Пересекали границу в районе озера Комо, оказавшись, понятно, в итальянской части Швейцарии. Чтобы не платить за виньетку, которую местные жители приобретают на весь год, мы въехали по небольшим сельским дорогам. Если же въехать по автобану, на таможне могут ее принудительно впарить. Таможенников видим, но нас никто не останавливает.

Швейцария — поразительно красивая страна. На мой взгляд, она достойна отдельной поездки. Очень жаль, что мы её пересекли по автобану. Но даже те пейзажи, что видели за окном, реально впечатляют.

Перед проездом по Швейцарии испытывал некоторое беспокойство за систему охлаждения в машине. Но, вероятно, из-за того, что у нас почти не было серпантинов (всё туннели), двигатель не работал на сверхрежимах, как в альпийской Франции. Соответственно, проблем с утечкой антифриза не было.

К вечеру въехали в городок Бюлах, расположенный под Цюрихом, где нас ждал гостеприимный дом друзей.

За день решили осмотреть живописные окрестности швейцарских предгорий. Покатались по Бюлаху…

…и поехали на Рейнский водопад — самый большой водопад Европы, расположенный на границе с Германией.

Зрелище впечатляющее. Очень популярное туристическое место. Есть даже туристический кораблик, подвозящий к самому водопаду, чтобы туристы как следует вымокли в брызгах воды. По дороге везде трава нереально зелёного цвета и как будто подстрижена. Как нам объяснили, её выгрызают коровы, которые пасутся везде, где только можно.

Всё чистенько и ухоженно. Но безумно дорогие цены на всё. Бесплатных парковок нет нигде в принципе, даже в супермаркетах.

Поставленное во Франции плексиглазовое окно держится хорошо. Правда, я его дополнительно укрепил, но никаких проблем с ним не испытываем.

И в Швейцарии, и в целом по Европе огромные проблемы с наличием парковочных мест. А из-за большой длины нашей «Нексии» мы частенько испытываем неудобства по втискиванию в имеющиеся щели между машинами. В отсутствии парктроника приходится это делать под чутким руководством жены, стоящей снаружи.

На следующий день с утра, выехав из Бюлаха, взяли курс в сторону Праги. Хотя навигатор показывал кратчайший путь на север через германский Штутгарт, мы решили, исполняя задуманный план, прокатиться по Австрии. От поездки через Лихтенштейн решили отказаться, т.к. по отзывам друзей смотреть там абсолютно нечего. Пересекли границу Швейцарии, на таможне нас никто не остановил, купили за 7,90 евро виньетку для проезда по австрийским автобанам и поехали в сторону Инсбрука по автобану через Тирольские Альпы.

Пейзажи тоже очень красивые и достойны поездки не по скоростной трассе, а по горным серпантинам. Что неприятно удивило, несмотря на покупку виньетки, за проезд по части уже якобы предоплаченных австрийских автобанов приходится доплачивать. Так, за проезд по одному их туннелей заплатили около 9 евро сверху. При том, что мы до проезда через туннель не увидели никаких надписей о наличие альтернативного бесплатного маршрута. Свернув в сторону Германии, скоро подъехали к Фюссену, знаменитому замку Нойшвайштайн. Но внутрь его решили не идти. Но просто проехать мимо мы не могли.

Мюнхен произвёл не самое благоприятное впечатление.

Весь центр перекопан, огромные толпы туристов, много мигрантов, а архитектура, на мой взгляд, ничего примечательного из себя не представляет. Несмотря на то, что наша машина не имела стикера, обозначающего класс экологичности, и по действующим правилам въезд в центр Мюнхена нам был вроде как запрещён, нас никто не остановил и не оштрафовал.

Заночевали на одной из многих оборудованных стоянок на германских автобанах.

Наутро машина преподнесла неприятный сюрприз. Я банально не мог завести двигатель. Стартер просто не крутился. Пока мучил зажигание, проверял напряжение аккумулятора и пробовал с помощью соседних водителей завести с толкача, потерял больше часа. Ценного утреннего часа. Отошёл в сторону просить крокодилы для прикуривания, возвращаюсь, а жена с 1-го раза завела машину! Оказалось, машина стала заводиться при повороте ключа на больший угол с большей силой. Причём каждый раз усилие на ключе и время срабатывания стартера было разное, и этот дефект оставался на всю продолжительность поездки. Подозреваю контактную группу зажигания, но надо будет с этим разбираться.

Приехав в Прагу, сразу заселились в известный кемпинг на острове в черте города посреди Влтавы. Прага чудесна!

Очень красивая архитектура и вкусное недорогое пиво! За эквивалент наших 40-50 рублей в пивнушках можно получить 0,5 литра свежего Крушовице, Гамбринуса, Старопрамена и прочих известных или не очень сортов самого вкусного пива Европы (моё оценочное суждение J). Что касается еды, она тоже очень вкусная и относительно недорогая (даже дешёвая, если сравнивать с ценами французских или итальянских ресторанов).

Пошерстив Интернет, решили, что на Польшу следует ехать, проделав крюк через Брно и Катовице, чтоб проехать Польшу не по печально известным двухполосным шоссе, а по более-менее скоростным дорогам. Крюк вышел в 150 км, но мы не пожалели. Прогулявшись по Брно, поехали на Польшу.

Если за всё время поездки из отечественных и полуотечественных машин мы видели лишь много «Нив» и один «Матиз» под маркой «Шевроле», то в Чехии и Польше «Матизов» очень много. «Нексии» ни одной не видел, но был указатель на сервис Дэу.

Польские дороги — это что-то. Их дурная слава вполне заслуженна.

Даже на четырехполосной дороге постоянно светофоры, пешеходные переходы и населённые пункты. А ремонты дорог — это верх раздолбайства. Такое впечатление, что когда задумали ремонты, решили всё сделать быстро и сразу, соответственно перекрыли и расковыряли половину полосы. А потом в Польше, видимо, закончились поляки, поскольку бывало, что мы проезжали десятки километров вдоль строительных ограждений и видели лишь 1-2 бригаду по 3-5 человек на всём участке. Качество дорог тоже отвратное. Скорость передвижения маленькая.

Машина не беспокоила, заводилась не так, как раньше, но заводилась. Уровень масла и антифриза не менялся, плексиглазовое стекло держалось хорошо.

Весь день ехали по Польше. Заехали в Варшаву, поменяли немного денег, чтобы хватило на еду и заправку. Варшава тоже вся перекопана! Город почти полностью разрушен в войну, старых зданий мало.

Проехав транзитом Варшаву, взяли курс на Литву. И, сытно и недорого отобедав в придорожной харчевне польскими блюдами, переехали границу с Литвой и встали на ночлег на стоянке.

Дороги в Прибалтике, особенно в Латвии, отвратительные. Порой хуже наших шоссе. К примеру, в Латвии превышать установленное ограничение скорости в 90 км/ч не было не то чтоб желания, но и возможности. Даугавпилс, Резекне — все понимают по-русски, по радио крутят русские каналы. Всё вокруг достаточно запущенно и обшарпано.

Подъехав к границе, больше всего беспокоились за российскую таможню, т.к. предполагали, что латыши нас выпустят без проблем. Зачем мы им, беспаспортанцы? Как мы ошиблись! Но по порядку.

Изначально планировали пересечь российско-эстонскую границу в Нарве. Зная о том, что у них ввели правила обязательного предварительного бронирования места в очереди по телефону или по Интернету, позвонили в соответствующую службу. Милая девушка сообщила, что из намеченного времени пересечения границы в понедельник, 12.09, осталось лишь 1 время (звонили в четверг, 08.09). Пока вбивали наши данные, оказалось, что это единственное время уже забронировано и нам был предложен или более поздний день, или другой погранпункт. Посовещавшись, выбрали Шумилкино. Перезвонили. Долго заново вбивали в компьютер наши данные.

Потом самое интересное. Стоит эта обязательная услуга 1 евро. Наличными на границе оплатить нельзя. Или карточкой по Интернету, или списывают с эстонского сотового номера. Карточкой мы заплатить не могли, т.к. она была заблокирована. А с эстонской международной симки Сим-тревел они списать деньги не могли, т.к. якобы там денег не было. А мы звонили ещё из Германии и на счету было около 30 долларов. Потом выяснилось, что номер хоть и эстонский, но списать с него они не могут. Обругав эту мегаумную систему, управляемую обычными девушками, решили возвращаться через Латвию.

Подъехав около 17:30 к границе, встали десятой машиной в очередь. В итоге эти десять машин въезжали за шлагбаум три часа! Пять машин сразу через два часа стояния и пять оставшихся ещё спустя час. Бегло осмотрев машину, латыши забрали наши документы и ушли удивляться. Удивлялись долго. Потом пригласили нас внутрь тёплого здания погреться, а сами продолжили удивляться. В итоге дали написать объяснения в каких-то шаблонах латвийских протоколов, из которых я понял, что объяснения берутся в рамках уже вроде как возбужденного административного дела. Для себя решив, что ни копейки/цента/сантима штрафа платить не будем, написали всё, как было.

Прикол ситуации в том, что латыши по своему компьютеру не могли пробить, где и когда мы пересекли границу. С финским погранпереходом Ваалимаа связи у них не было, данные наших украденных загранпаспортов в компьютере не отображались. Мы для них были непонятные личности с непонятными документами, рвущиеся в Россию. Молодой парень-латыш, старший смены, с таким случаем столкнулся в первый раз и не знал, что делать. Уже среди ночи пытался связаться по наши души со своим начальством, погранцами Литвы и Эстонии. В итоге нам проставили штампы в наших свидетельствах и спустя два часа после пересечения шлагбаума разрешили въехать в Россию. Россияне быстро проверили документы, бегло посмотрели багаж и, порекомендовав впредь отдыхать на курортах Краснодарского края, пожелали счастливого пути. Здравствуй, Родина!

От погранпункта в сторону Острова ведёт единственная дорога около 60 км. Она платная, 300 руб! Альтернативы нет. Вернее, она есть, и цинично предлагается проехать через территорию Латвии на другой погранпереход. В принципе, есть желание написать в прокуратуру, чтоб там разобрались относительно такого безобразия.

С утра поехали по киевской трассе на Питер. Холодно, туманно, но дом уже близко. Приехали еще до обеда. Home, sweet home…

Итого, пятый и последний этап путешествия занял у нас неполных восемь дней, за которые мы проехали 3 382 километра. Впервые в этом заключительном этапе за всё время путешествия машина преподнесла неприятный сюрприз в виде поломки контактной группы зажигания. В остальном других проблем не было.

Выводы

Продолжительность. Расход бензина. Бюджет.

Путешествие продолжалось неполных 30 дней с 14 августа по 12 сентября. За это время проехали 8 918 км, из них 8 287 км по территории Евросоюза и 631 км по России.

Сожжено 613 л. бензина. Средний расход бензина за поездку составил 6,9 л/100 км.

Потрачено 2 445 евро (без учёта виз, страховки и похищенного в Сан-Рафаэле), из них за бензин 818 евро.

Возможность экономии.

Можно было бы уложиться дешевле, но тогда мы бы меньше купили подарков друзьям-родственникам и себе любимым, меньше кушали бы в кафешках, меньше покупали бы себе разные вкусняшки, и в целом меньше развлекались бы. Считаю, что при этом путешествие получилось бы менее интересным. На чём реально можно было бы сэкономить — так это на жилье (спать в машине). Но мы и так около половины ночей провели в машине, если бы мы вообще не останавливались в кемпингах, возможно это было бы в ущерб комфорту. Можно было бы сэкономить на парковках, т.к. мы в процессе путешествия узнали, что платить за платные парковки в Европе необязательно. Т.е., конечно, обязательно, но если не заплатить, то тебе за это ничего не будет.

Сэкономить на бензине нереально. Либо ты катаешься куда хочешь, либо едешь в автобусный тур «посмотрите направо, посмотрите налево».

Что не понравилось в Нексии

  • Компоновка салона (не раскладываются сиденья в горизонтальную поверхность). Спать можно, но гораздо удобней было бы спать на ровной поверхности, а не как в стоматологическом кресле. Хотя наши молодые организмы вполне высыпались.
  • Ужасные сиденья. Спинка без поясничного упора. Затекает спина. Ещё до поездки поставил за 200 руб поясничный упор из пружинящего пластикового каркаса, купленный в супермаркете. Тем и спасся.
  • Система охлаждения не приспособлена для длительной работы в условиях сверхнагрузок в горах.
  • С электрикой неладно. Не должна контактная группа лететь на неполных 40 000 км.
  • Шумная. Необходимо проведение шумоизоляции своими руками дополнительно. Я перед поездкой сделал частично, но всё равно недостаточно. Дребезжит пластик торпеды, что также порой очень раздражает.
  • Длинная. Парковаться в Европе неудобно. При этом спинка дивана не складывается и увеличить объём багажника за счёт салона нельзя.
  • Даже 109 л.с., которых вполне хватает в городе и на трассе, в горах маловато.
  • Нет АБС

Что понравилось в Нексии

  • экономичная;
  • шустрая;
  • удобная мягкая подвеска;
  • относительно надёжная и неприхотливая.

Самый главный плюс в том, что при имеющемся соотношении цена-качество машина способна доставить тебя из точки А в точку Б, даже если точка А — это Питер, а точка Б — Средиземноморское побережье Франции. Притом, что стоимость автомобиля ниже стоимости «Приоры» в аналогичной комплектации. За это соотношение цены-качество я и купил «Нексию» почти два года назад.

Резюме

На «Нексии» путешествовать по Европе реально. Она вполне способна справиться с таким заданием. Но желательно, чтоб автомобиль был относительно новым и обязательно в хорошем техническом состоянии. И тогда вы получите массу положительных эмоций и поездка запомнится вам надолго.

источник

Leave a Reply

Your email address will not be published.

*